Кнопки

25 нояб. 2015 г.

Ликбез для вышивальщицы

Давно уже хотела написать этот пост.  Довольно часто начинающие вышивальщицы задают мне  вопросы относительно технологии вышивания на тех или иных материалах.
Решила поделиться своим опытом, который в прямом смысле "сын ошибок трудных". 4 года назад, приобретя вышивальную машинку, я была в машинной вышивке полным чайником.
Как запяливать, чем стабилизировать - для меня это было из области фантастики. За это время постоянно практикуясь, обучаясь и совершая свои ошибки я получила опыт.
Не могу сказать, что я в машинной вышивке супер-пупер профессионал и не претендую на правильность применяемых мною технологий, однако то что на данном этапе мои вышивки выходят из-под машинки практически без стягивания говорит (эка, как я скромно!!! :) ), что я двигаюсь в верном направлении.
А дальше будет ооочень много букафф :)



Итак, во-первых важный момент - я никогда (за очень-очень редким случаем) не запяливаю ткань в пяльца. Я запяливаю стабилизатор, брызгаю на него клеем-спреем временной фиксации ( у меня это КК100 фирмы  Гунольд), сверху на пяльца ложу ткань и закрепляю её наметочной строчкой (если конечно ткань позволяет это, но об исключениях ниже).
 Во-вторых я вышиваю только качественными нитками. Основную базу у меня составляют немецкие нитки Изакорд от Амман и Силки от Гунольд, есть также немного немецкой Мадейры. Вышивальная техника стоит очень дорого и поэтому губить её некачественными нитками верх безрассудства.

Теперь о стабилизаторах. Все они делятся на нижние, призванные брать на себя нагрузку и предотвращающие стягивание, и верхние, призванные следить чтобы стежки не тонули в рыхлых или ворсистых материалах.

К каждому виду ткани нужна своя технология стабилизации. Исходя из своего опыта расскажу, как я стабилизирую разные виды и какими стабилизаторами при этом пользуюсь.
Хочу сразу развеять заблуждение многих, что чем толще ткань - тем плотнее нужен стабилизатор. НЕТ! Чем нестабильнее ткань, тем большей стабилизации она требует.

1. Обычные нестрейчевые плательные и костюмные ткани - хлопок, лен, джинс и т.п. Здесь достаточно одного отрывного неклеевого стабилизатора. Чаще всего я использую стабилизатор латвийской фирмы Rainbow Доклас, плотностью 80 г/м2. Если это плотная стабильная  ткань (например нестрейчевый джинс или бязь) то можно и стабилизатор менее плотный, у меня это отрывной флизелин  Вилен (Vilene) немецкой фирмы плотностью 50 г/м2 Freudenberg, у него идет маркировка BO806.  Менее плотные стабилизаторы я не использую - это промокашки и никакой стабилизации не дают.
Вот фото моего эксперимента - обычная плательная ткань, вышитая с помощью отрывного флизелина Доклас, которуя я специально запялила для чистоты эксперимента.

В пяльцах 
Виз с изнанки
Вид с изнанки после удаления стабилизатора
Результат после ВТО


2. Трикотажные и стрейчевые ткани.
Эти виды тканей я вышиваю чаще всего, т.к именно трикотаж используется в 90% детской одежды.
Здесь важно понять что нужно во-первых применить стабилизатор который возьмет на себя нагрузку от вышивки, а во-вторых, стабилизатор, который зафиксирует волокна ткани и не даст им мигрировать.
Поэтому такие виды тканей я в 99% случаев вышиваю используя сразу 2 стабилизатора.
Сначала отрывным клеевым флизелином Вилен плотностью 48 г/м2 фиксирую волокна ткани, а затем в пяльца запяливаю обычный отрывной флизелин (чаще всего Доклас) и на него сверху кладу застабилизированную ткань.
Даже если и появятся в процессе вышивки мелкие стянутости, то после ВТО от них не останется и следа.
Особо стрейчевые ткани (например бифлекс или стрейчсетку) я вышиваю между двумя слоями водорастворимого флизелина Вилен, плотностью 60  г/м2 (DO104). После вышивки и вымывания флизелина остается чистая изнанка и ткань сохраняет свой стрейч.
Если трикотаж рыхлый, например ангора, то сверху обязательно еще использую водорастворимую пленку немецкой фирмы Гунольд Solvy 20 микрон
 И фото моих образцов
Первый - это хлопковый кулир с лайкрой (отрывной+клеевой), стрейч около 25%
Второй -это стрейч-сетка ( водорастворимый сверху и снизу), стрейч свыше 40%



3. Ворсовые ткани (флис, велюр, махра, вельвет, пальтовые ткани, мех  т.п) стабилизируются снизу аналогично вышесказанному, т.е либо обычный отрывной, либо отрывной+клеевой для стрейчевых тканей, а сверху обязательно используется верхний стабилизатор - это чаще всего водорастворимая пленка Гунольд Solvy 20 микрон.  При такой стабилизации стежки не тонут в ворсе, сохраняя качество вышивки.
На фото вышитые образцы трикотажного велюра и длинноворсого искусственного меха. Везде сверху использовалась водорастворимая пленка.
 

 



4. Кожа и кожзам
Во-первых эти ткани нельзя запяливать или зафиксировать наметочной строчкой, т.к останутся следы.
Во вторых для таких тканей надо подбирать разреженные дизайны, т.к сильно частые проколы могут порвать кожу.
В третьих перед вышивкой натуральную кожу надо обязательно продублировать тканевым дублерином, кожзаму это не требуется т.к он идет уже на тканевой основе.
В четвертых  мы вышиваем обычной вышивальной иглой - не иглой для кожи, т.к такая игла делает разрезы, и при частых проколах кожа просто порвется.
Как же стабилизировать?
Тут можно зафиксировать двумя способами.
Первый - это запялить обычный отрывной стабилизатор - у меня это Доклас 80 г/м2 - и приклеить сверху кожу на тоненькие полосочки двухстороннего скотча, наклееные за пределами вышивки.
Второй способ еще легче - это использование специальной клейкой бумаги для вышивки - Фильмопласт (Filmoplast). На эту бумагу нанесен клеевой слой. Бумага запяливается в пяльца, затем с неё снимается защитный слой чуть больший размера вышивки и сверху приклеивается кожа. Клеевой слой достаточно крепкий, позволяющий выдержать процес вышивки.
 И образец такой вышивки (лицо и изнанка), вышивалось на фильмопласте, фактурный кожзам.
 


5. Тонкие и деликатные ткани.
К таким тканям относится шифон, батист, тонкий атлас, фатин, органза и т.д. В таких тканях из-за их прозрачности требуется максимально чистая изнанка, т.к любой отрывной стабилизатор будет просвечивать.
Батист, штапель и другие тонкие полупрозрачные струящиеся ткани я ничем не стабилизирую, . Чтобы придать им жесткость можно их нажелатинить, но лучше всего воспользоваться спреем-крахмалом, который можно приобрести в любом магазине бытовой химии. После подкрахмаливания ткань становится стабильной, почти как бумага, и её без проблем можно запялить и вышивать. Это тот редкий случай когда я запяливаю саму ткань.
Можно конечно воспользоваться водорастворимым флизелином и на него сверху положить ткань, но такая вышивка экономически выйдет дороже, чем просто со спреем-крахмалом, а результат один.
Если дизайн достаточно плотный, то я могу вниз  для частичного снятия нагрузки во избежание стягивания использовать терморазрушимый стабилизатор немецкой фирмы Гунольд - Термофильм(Thermofilm), который в разы дешевле водорастворимого и ткань после вышивки не надо стирать. Это пленка, которая после вышивки удаляется утюгом. При проглаживании она скатывается в шарики, которые удаляются щеточкой и изнанка остается чистой.
 Эту же пленку я довольно часто использую и для ворсовых материалов, которые нельзя стирать, например бархат.
На фото по порядку (лицо и изнанка) батист и шифон застабилизированные только спереем-крахмалом.
 


 




Фатин и органзу я вышиваю только на водорастворимом флизелине. Сверху обязательно водорастворимая тонкая  пленка или же, если дизайн плотный, то и сверху и снизу использую водорастворимый флизелин.

До и после вымывания флизелина
 

Изнанка вышивки


6. Плащевка
Почти в 90% случаев верхнюю одежду я декорирую вышивкой. Долго добивалась результата, чтобы при вышивке ткань не стягивало и в итоге нашла таки свой способ.
В пяльца отрывной стабилизатор Доклас 80 Г/м2, на него тонкий утеплитель, чаще всего дешевый синтепон плотностью до 100 или еще лучше слимтекс 100, а сверху плащевку. Утеплитель берет на себя основную нагрузку при вышивке и благодаря этому поверхность не стягивается. После вышивки утеплитель я обрезаю близко к краю вышивки.
Покажу на примере свежеотшитой куртки сыну, где я вышивала именно по этому методу


7. Кружево
Этот вид вышивки я использую редко, но все же расскажу и о нем.
Кружева я всегда вышиваю на водорастворимом флизелине, причем высокой плотности, Вилен 60 г/м2 или 70 г/м2. Если это FSL изделия ( а у меня это как правило новогодние игрушки), то в целях экономии стабилизатора, я запяливаю в пяльца обычный фатин в цвет вышивки, а сверху на него располагаю обрезки водорастворимого флизелина. Фатин практически не заметен, и плюс позволяет держать форму таким изделиям. После вышивки аккуратно обрезаю фатин близко к краю и опаливаю края зажигалкой. Таким образом вышивка значительно удешевляется.
Кружева для одежды конечно же вышиваю исключительно на водорастворимом стабилизаторе, запяливая его в пяльца.
Можно еще использовать терморазрушимый стабилизатор - термогаз, который исчезает под воздействием высоких температур утюга, но в домашнем быту есть риск не выдержать температурный режим и подплавить сами нити. Я поэтому его крайне редко использую.

 
Готовое FSL изделие вышитое на фатине



___________________

Ну вот заканчиваю свой краткий ликбез. Вроде бы ничего не забыла . Надеюсь что вышивальщицы со стажем и без смогут найти что-то для себя полезное и избежать моих ошибок. если есть какие-то вопросы - обращайтесь ;)
А вышивальщиц с Украины я приглашаю в свою
, где вы можете приобрести самое качественное по очень приятным ценам ;)))

46 комментариев :

  1. Наташенька!Если честно,сижу молча минуту.Когда отошла от шока хочу сказать ,что человеческие способности безграничны.У тебя БОЛЬШОЙ ТАЛАНТ.У тебя одаренные руки! Умничка!Восхищаюсь твоими работами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа,доброй ночи! Интересует вышивка на плащевке.Запяливаете только стаб.а синтепон и +плащевка кладется сверху просто +спрей на каждый слой?

      Удалить
    2. Тут надо пробовать. Если на плащевке от прокола иглы дырочки не остаются, то запяливаю стаб, сверху на клей-спрей синтепон и плащевку, и под наметочную строчку. Иглы микротекс.
      Если такая плащевка, что видны дырочки, то приходится запяливать все вместе.

      Удалить
  2. Колоссально! Век живи - век учись! Наташа, приглашаю на свою Конфетку!!!!!!!! http://krokodelniza.blogspot.ru/2015/11/blog-post.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо за приглашение!

      Удалить
  3. Спасибо, за статью, интересную и довольно информативную, вот бы еще найти магазин где все эти стабилизаторы можно было бы купить сразу и по приемлемой цене.

    ОтветитьУдалить
  4. Наташа, спасибо за такой огромный труд и твой опыт. Век живи- век учись! А я только осваиваю вышивалку, ещё раз спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, успехов тебе и легких стежков!

      Удалить
  5. Отличный обзор!! Я хоть и не вышиваю, но прочитала с огромным удовольствием! :)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, рада что понравилось ;)))

      Удалить
  6. Спасибо огромное! У меня вышивальная машинка появилась совсем недавно, и вопрос чем и как стабилизировать ставит меня в тупик. А Вы так замечательно классифицировали информацию! Надо будет распечатать и держать под рукой)))))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, рада что мой пост оказался Вам полезен!

      Удалить
  7. Наташа, с удовольствием прочитала информацию, очень много для себя почерпнула интересного. Все четко, ясно и по делу, спасибо

    ОтветитьУдалить
  8. Ой,Наташа,сколько полезной информации в одном флаконе! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Спасибо огромное за столько полезной информации!!! Как хотелось бы всё и сразу опробовать, но у нас, к сожалению, выбора стабилизаторов практически нет... пытаюсь обходиться тем, что продается у нас;)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сохраню себе - вдруг и до нас дойдет цивилизация! ;)))

      Удалить
    2. Светлана, погуглите, я уверена что в России есть множество хотя бы интернет-магазинов, продающих такую или подобную продукцию. Мне кажется, в наш век электронной коммерции найти такие материалы Вам не составит труда)))

      Удалить
    3. Наталья, в России- да, а мы - в Беларуси ;))) Доставка из России для меня лично пока не очень подъемная, а основные свои закупки делаю только, когда попадаю в столицу (ооооочень редко, к сожалению) - там хоть что-то, но есть! ;))) у насв городе не то, что для вышивки, тканей и пряжи особо нет выбора... Интернет-магазины - это большой шаг, но и их у нас нормальных пока нет...

      Удалить
    4. Ааа в Беларуси, тогда даже и не знаю :(, могу только пожелать чтоб и у Вас расширилась сеть продаж таких материалов.

      Удалить
  10. Спасибо огромное!) очень кстати написали такую полезную статью!) Как раз собралась совершить набег в магазин с большим изобилием такого добра, думала душу вытрясу из консультантов, т.к. они мне советовали вниз под трикотаж использовать фильмопласт, а это дубовые вышивки, на детских изделиях - вводят меня в грусть. Спасибо вам еще много раз) Вы - большая молодец) Жаль, что вы в Украине, обязательно закупились бы у вас всем необходимым)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, фильмопласт для трикотажа - это жесть. Понятно, что продавцы пытались Вам порекомендовать не самый дешевый стабилизатор, и к сожалению такое встречается довольно часто, как говорится, лишь бы продать...

      Удалить
  11. И да, еще хотела спросить, какие нитки вы считаете плохими?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нить которая постоянно рвется, путается и разматывается с бобины, а этим чаще всего грешат китайские и индийские нитки. Такие нитки имеют слабую скрутку и значит от них будут одни неприятности во время вышивки и сплошной очес, который забивает машину.

      Удалить
    2. Понятно, спасибо)) недавно приобрела таких плохих несколько бобинок меланжевых ниток. Сразу становится понятно что из себя представляют, когда снимаешь целофанку с них. Тут же слетает часть намотки. Я их планировала не в вышивальную, а на распошивалку или оверлок, но перед использованием перематываю на шпульки обычные) а для вышивальной машины хороший набор ниток gingko, не случалось встречаться с такими? Они китайские, но дистрибьютер у них ярославская вышивальная фабрика) ниточки amann тоже прекрасные и при небольшой намотке не нуждаются в вертикальном бобинодержателе, чего не скажу про нитки aurora.

      Удалить
    3. gingko не пользовалась, у нас такого не продают. Я вообще редко провожу эксперименты с нитками, у меня очень большая палитра немецких в катушках по 1000 м, только несколько самых ходовых цветов в бобинах 5000 м. Если заканчивается какой-то цвет, я его тут же пополняю, это не накладно когда покупаешь по 1-2 бобинки, а качество значительно выше. А что больше всего радует, что у них есть защелка, которая удерживает нить, кода катушка не используется , и не дает ей разматываться. А вот ни в турецких, ни в корейских, и уж тем более в китайских такого я не видела.

      Удалить
    4. В своих нитках недавно разглядела защелки благодаря вам)

      Удалить
  12. Наташенька, спасибо! про кожу очень полезно

    ОтветитьУдалить
  13. Наталья, здравствуйте! Очень нравятся ваши работы! Вы такая молодец!И тема про вышивку очень полезная! Я только недавно начала вышивать и ваши советы очень пригодились. Но у меня возник вопрос: как вы стыкуете дизайн, который разделили на части в программе? Мне бы очень хотелось послушать как именно это делаете вы! Ну а если есть возможность сделать мастер-класс, то это было бы вообще замечательно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, при подходящем случае сделаю МК.

      Удалить
  14. Наташа, спасибо за полезную статью!
    А как вы крепите трикотаж (проклеянеый
    48) к запяленной 80? Строчка по контуру? Или клей временной фиксации?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Сначала на клей временной фиксации, а затем наметочная строчка по контуру.

      Удалить
  15. Наташа , скажите пожалуйста, а как Вы стабилизируете аппликацию, также как вышивку?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ткань-основу стабилизирую так же как и подобную ткань для вышивки, а ткань для аппликаций вообще никак не стабилизирую.

      Удалить
  16. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  17. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  18. Наташенька вы талант!!!Была бы вам признательна, если бы вы сняли видео, для особо "одаренных", как я, очень смутно я все поняла,пробовала но ничего не получилось, особенно на трикотаже

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дело в том что мне видео особо то снимать нечем, боюсь что со смартфоном качество будет не очень хорошее. Но попробую как буду вышивать трикотаж.

      Удалить